Канифольский Игорь Борисович, Старостин Олег Альбертович

Канифольский Игорь БорисовичСтаростин Олег Альбертович 

Эсопедия – новый холистический метод обнаружения, исследования, изменения и развития отношений с деньгами с опорой на тело 

Аннотация 

Эсопедия – новый холистический метод обнаружения, исследования и развития отношений с деньгами, с опорой на тело.

Деньги являются универсальным эквивалентом в социуме и опосредованно влияют на все сферы жизни человека. Именно поэтому для целостного, здорового и гармоничного развития и процветания индивида и общества важно осознанное отношение к деньгам.

Поэтому авторский подход – Терапия Осознаванием или Холистопедия – Развитие Целостности, – предлагается применить и к этой сфере.

Идеальная, по мнению авторов, модель эсопедического здоровья в отношениях с деньгами представляет собой свободное и независимое осознанное отношение к деньгам («телам платежных средств») и их эквивалентам в социуме.


Когда будет срублено последнее дерево,
Когда будет отравлена последняя река,
Когда будет поймана последняя птица, –
Только тогда вы поймете, что
ДЕНЬГИ НЕЛЬЗЯ ЕСТЬ.

Сидящий Бык, индейский вождь, 19 век

Мир всё больше объединяется, и финансовый кризис является частью этого процесса. Крах американской банковской системы из-за чрезмерного и необоснованного кредитования показал иллюзорность системы ценностей заемщиков. Настало время пересмотреть отношение к деньгам. Причем, речь идет именно об отношении к деньгам людей, их использующих, а не банкиров, с ними работающих. Воспитание правильного отношения к деньгам становится первостепенным вопросом. Россия, как страна, где на огромной территории между Востоком и Западом в последнее время очень бурно происходят процессы переоценки ценностей, играет в решении этого вопроса важную роль.

В связи с этим специалисты помогающих профессий вынуждены искать ответы на вопросы, которые ранее считались прерогативой морали и личным делом каждого. Необходимо помочь людям извлечь уроки из кризиса, реагируя на него не защитным невротическим способом – устранением симптома, а интегрируя полученный опыт в индивидуальную и коллективную историю внешнего и внутреннего развития человечества. В этой статье мы пытаемся обозначить возможные пути решения поставленного вопроса и подойти к обсуждению проблем отношений с деньгами с целью гармонизации и совершенствования мирового порядка.

Для этого мы используем опыт работы с нашими пациентами (людьми, проходящими личный кризис в своей собственной жизни), а так же методы и подходы, которыми обогатилась психологическая и психотерапевтическая практика последнего времени. Они включают как древние традиционные знания, так и наши собственные разработки. По логике рассуждений профессора Преображенского из известного романа М. Булгакова («разруха не в клозетах, а в головах»), мы считаем, что истоки мирового финансового кризиса кроются, в частности, и в неадекватном восприятии денег большинством населения Земли. Согласно нашей практике, кризис не только в финансах и не только в головах, но и в телах людей, если иметь в виду под «телом» не столько предмет или организм, сколько субъективную опору для осознавания себя и окружающего мира.

Многие авторы, занимаясь исследованием отношений человека с деньгами, предлагают способы обретения богатства и исследуют трудности, возникающие у человека на этом пути (см.: Свияш, 2004; Синельников, 2009). Некоторые наши коллеги (например, Валамин А. Г., Мурманск) проводят терапевтические группы «деньги как среда обитания» в рамках гештальт-подхода, на которых исследуются отношения с деньгами, привычные способы получать деньги и излюбленные способы не получать их (как ни странно это звучит).

На наш взгляд, все мы рождены с огромным внутренним потенциалом, способным обеспечить нам всё желаемое в этой жизни, в том числе и материальные блага, включая деньги. Этот потенциал каждый из нас стремится раскрыть и раскрывает всю свою жизнь. К сожалению, не всегда это удается человеку в полной мере.

Силой, способной обеспечить раскрытие этого потенциала является осознавание – основной метод эсопедии («эс» – деньги, «педия» – изменение, развитие, лат.).

Термин осознавание активно используется в психологии и психотерапии, но часто представление об этом явлении размыто. Например, фраза: «я осознаю свою проблему, но ничего не меняется с ней» – говорит о полном непонимании сущности процесса осознавания, обладающем поистине волшебной силой в решении всех наших вопросов.

Осознавание отличается от знания о предмете, полученного из книг, от теорий и концепций, доставшихся нам от других. Отличается оно и от интеллектуального представления, полученного путем думанья и рассуждения. Всё это является лишь одной четвертой частью полного осознавания предмета. Чтобы прояснить этот вопрос, необходимо ввести представление о «Четырех Квадрантах и Круге Осознавания» (Канифольский, 2007; Попов, Старостин, при участии Канифольского, 2009)

По нашим представлениям, всё многообразие психических явлений, относящихся как к внешнему, так и к внутреннему миру, можно описать в виде «Круга Осознавания», состоящего из четырех частей: образы, чувства (эмоции), факты (ощущения) и мысли. Названия квадрантов помогают их практическому использованию и не противоречат академическим классификациям психических процессов.

Важно, что эти «Квадранты Осознавания» имеют психофизиологическое обоснование, так как находятся в полном соответствии с данными, полученными при изучении межполушарной асимметрии функций головного мозга (Алейникова, 2002), и различий между высшими и низшими, корковыми и подкорковыми функциями.

Подобная схема, описывающая восприятие мира, обнаружена нами в традиционных представлениях североамериканских индейцев (Целительное Колесо Жизни племен прерий, Навахо, в частности). Подобная схема даже являлась у них сакральным символом. Соответствие нашей разработке мы находим во всех известных с древности схемах описания мира через элементы (огонь, вода, воздух, земля). Они присутствовали в теории Гиппократа, которым, в свою очередь, были заимствованы из Египта и Месопотамии. Астрология также опирается на подобные представления.

Таким образом, в нашей схеме мы находим то соединение древнего и современного знания о мире и человеке, которое так настойчиво ищет современная наука последнего времени, прежде всего, в области психологии и физики.

Осознавание является пятым элементом, не относящимся ни к одному из квадрантов в отдельности, и поэтому является мета-функцией, а точнее, мета-мета-функцией, подразумевая рефлексию сознанием самого процесса осознавания, как это описано у Гуссерля в его феноменологии.

Основой подобного понимания осознавания для нас является учение тибетских ученых (Лонгчен Рабчжампа, 2002), много веков развивавших его и продвинувшихся дальше других в понимании и, главное, реализации его на практике. Итак, наша схема воплощает принцип соединения древних и современных знаний о мире.

Особое понимание «Квадрантов Осознавания» можно извлечь из медицинской практики. Опорой мы избираем наше собственное тело в его уникальной роли субъекта и объекта осознавания одновременно, что делает его мостом между внешним и внутренним миром, сознательным и бессознательным в терминах современной психологии.

С этой целью мы используем и разрабатываем ряд общих и специальных приемов работы с телом в различных его частях, наделяя их глубоким символическим смыслом. В конкретном случае осознавания человеком самого себя в интересующей его ситуации помогают представления о топической соматопсихопатологии (представления о теле как о «контурной карте» души).

Мы рассматриваем нашу деятельность исключительно в помогающем ключе и не распространяем ее на другие, не относящиеся к этой задаче сферы жизни. То же относится и к работе, связанной с деньгами. Таким образом, наш подход поддерживает естественные процессы гармонизации в жизни отдельного человека и в жизни общества.

Если в начале нашей практики мы были сосредоточены, в основном, на решении медицинских и психологических проблем (это остается центральным звеном и в настоящее время), то теперь мы можем использовать наш подход – осознавание с опорой на тело – в коррекции имиджа (фациотерпия), моделировании, «пластике» одежды («вторая кожа»), а также в работе с проблемами социальной и финансовой адаптации и развития, то есть в эсопедии.

Осознавание при нашем подходе тесно связано с телом. В теле человека, кроются все признаки имеющегося в нем, но, возможно, пока еще скрытого потенциала и все препятствия к его раскрытию.
Таким образом, тело является отражением всего внешнего мира, а весь внешний мир является отражением нашего тела. Всё то, что может стать препятствием к получению богатства, предназначенного вам и всему человечеству природой, мы обнаруживаем в теле и в «Квадрантах Осознавания».

Мы словно постоянно смотримся в зеркало; ведь всё то, что мы видим, слышим и осязаем – это отражение (образы) тех процессов, которые протекают в центрах нашего тела. Они могут быть гармоничными и изобильными, а могут быть скудными и препятствующими. Тело – это «карта» личного мира и одновременно «путь», в том числе путь к богатству, и личному, и общественному. Этот путь лежит через освобождение и раскрепощение энергии тела, мыслей, чувств и образов.

Одна из техник осознавания, которую мы обычно используем на начальном этапе эсопедии, называется «рисунок денежного человечка». Он служит начальной эсопедической диагностикой и тесно связанной с ней коррекцией в рамках эсопедического запроса. Мы предлагаем клиенту или участникам группы нарисовать на бумаге самих себя. Точность, стиль и качество изображения значения не имеют (иногда мы можем использовать заранее приготовленные листы с нарисованным контуром тела). Затем мы предлагаем на этом рисунке обозначить, где находятся «деньги», то есть образы телесных ощущений, связанных с деньгами.
Какие они у вас образы, связанные с деньгами? Нравятся ли они Вам, или нет?

Это могут быть разные образы внутри или вне тела. Важно отметить, что образы денег «вообще» и денег «своих», как правило, отличаются. Образы «своих» денег располагаются преимущественно внутри, в теле, или на теле, а образы, связанные с деньгами «вообще», «чужими» деньгами находятся вовне, за пределами тела. Это кажется нам вполне закономерным, ведь «своя рубашка ближе к телу». Эсопозитивные образы, связанные с деньгами – всегда «обильные», «наполненные», «светлые», «вкусные», «полноводные», «плодоносные». Они нравятся человеку, и он не хочет, чтобы они изменялись. Эсонегативные образы, напротив, будут дисгармоничными: «скудными», «чахлыми», «тусклыми», «несъедобными», «пересохшими», «пустынными». Такие образы негативно воспринимаются человеком, часто вызывают удивление, раздражение и желание от них избавиться, их изменить. Это и является показанием к эсотерапии, которая является началом эсопедии. Таким образом, сразу и четко проявляется фокус проблемы с деньгами у отдельного клиента: связана ли она с его личными проблемами, мировым кризисом, «его деньгами» или «деньгами вообще»?

Если это образы, связанные со «своими» деньгами (точнее, как говорит профессор С. В Чебанов, с «телами платежных средств»), то они могут располагаться на разных, практически на всех частях тела: на голове, на руках, на груди, на пояснице, в области таза и даже на ногах. Вероятно, существующая в культурах многих стран традиция украшения своего тела монетами (монисто и медальоны, цыганские украшения на груди, индийские украшения на щиколотках, монеты в головных уборах и на бедрах восточных танцовщиц) интуитивно проявляет компенсаторно-усиливающую функцию аксессуаров одежды, связанную с телесно-психологическими феноменами. Она соответствует нашим представлениям о топической соматопсихологии и иерархии организации психики в отношении к деньгам. Так, расположение образов денег на руках может говорить о социальной активности, на ногах – о наличии опоры и возможности что-то менять в жизни, в области таза – о роли денег в удовлетворении базовых потребностей, на плечах – об ответственности человека за распоряжение деньгам, часто чужими. Примером эсопозитивного образа может служить образ «белого, мягкого и пушистого комочка», обнаруженный под медальоном на груди одной из участниц группы, в символическом смысле он соответствовал невинности хозяйки, ее «мягкости» и «пушистости», в проявлении которой, вероятно, участвовали и деньги. Эсонегативные образы, которые мы встречаем в эсопедии, могут представлять собой «тяжелые рюкзаки за плечами», «кандалы на ногах», «корсеты на груди», «ржавые замки у сердца», «погоны на плечах», «клинья», «воронки» в груди, и т. д.

Важно отметить, что осознавание своих отношений с деньгами проходит по всем четырем квадрантам, поэтому за эсопозитивными поначалу образами, после осознавания фактического положения дел с деньгами, могут проступить другие, истинные, «эсонегативные» образы. Образы, связанные с «деньгами вообще», часто выступали в виде «оболочки», «пленки», «палатки», которые располагались вокруг самого человека. Это также могли быть некие «пещеры с сокровищами», «клады», «россыпи драгоценных камней». Нами обнаружена закономерность трансформации образов в ходе осознавания по эсопедическому запросу. Динамика образов характеризует изменение отношения человека к финансовой проблеме. Например, на одном из семинаров, который проводили авторы, у одной из участниц произошла следующая динамика образов: вначале это был «черный бесформенный тяжелый мешок на голове», затем «украшенная драгоценными камнями сумочка в правой руке» и, наконец, «эта же, своя сумочка, но среди россыпи чужих драгоценностей».

Еще один случай эсопедического самоосознавания, пример так называемой «зеркальной работы» в группе, столь целен и ярок, что мы приводим его полностью, без сокращений. «Я шла на семинар (по эсопедии – прим. авторов) с очень хорошим позитивным намерением открыть для себя что-то новое и получить полезные знания. 
Нам было предложено прочувствовать в теле свои реакции на деньги.
Сформировать те мысли, образы и ощущения, которые приходят на ум спонтанно при слове «деньги» и размышлении о них.
Для наглядности примера был вызван один человек с наиболее ярким негативным образом («тяжелый рюкзак за плечами»- прим. авторов) и на нем демонстрировалась техника работы (осознавание в рамках эсопедии с опорой на тело - прим. авторов) с ним.

Я решила не терять времени и поработать параллельно. Я сильно увлекаюсь психологией, энергетическим строением человека, работала с мысле-образами раньше, но никогда особенно не воспринимала этого серьезно, а считала фантазиями большей частью, но именно эти мои увлечения, наверное, и позволили мне провести достаточно плодотворную зеркальную работу с собой.
Когда был задан вопрос относительно моего ощущения денег, у меня не было сначала никаких особенных образов, ощущений. Было в принципе спокойно. Но в этом деле не нужно торопиться, подсознательные импульсы так сразу и не услышать. Спустя пять минут прислушивания к себе я стала четко различать образ, пришедший мне в голову при упоминании слова «деньги». Это была раскидистая пальма на фоне синего неба и моря, это было как картинка на горизонте. Я подумала, какой замечательный образ, наверное, очень позитивно, но почему же он так далеко?
Я попыталась приблизить его, попасть в него, он был заманчив, сулил удовольствия, радость, олицетворял что-то очень хорошее позитивное, но, тем не менее, далекое. Меня удивил тот факт, что образ далек от меня, и я не вижу себя в нем, он никак не соотносился с моим телом.

Пытаясь понять, в чем дело, я начала переводить фокус своего внимания ближе и поняла, точнее, физически ощутила, что меня от моря, солнца и пальм отделяет что-то.
Меня это довольно сильно удивило, даже ошарашило. Я увидела себя в железной будке, обшитой изнутри железом, отчетливо виднелись гвоздики, швы сварки. Внутри было довольно темно и прохладно. Я сидела на стуле. (К слову сказать, на тренинге я тоже сидела на стуле, и у меня было ощущение, что эта будка построена прямо в комнате, где проходит занятие, то есть я физически ощущала ее).
В этой будочке было окно, именно через которое я видела море. На окне даже была решетка, но поскольку я смотрела вдаль, на море, то фокус был размыт, и решетка была незаметна. Когда я приблизила фокус, я поняла, где я нахожусь. Далее я подумала: «А чего это я тут сижу?» и решила выйти из нее. Я открыла дверь будки (лицом к ней я сидела, и именно в ней было окно), это проявилось тем, что я махнула рукой вперед, как бы открывая ее. Я увидела, что море, солнце, пляж – вот оно всё рядом. Стоит мне только выйти из своего убежища. Мне физически некомфортно стало сидеть в будке, и я перебежала на другое место прямо во время семинара. Мне стало гораздо легче и теплее. На будку я еще косилась, но потом она перестала внушать мне какие бы то ни было эмоции. Я осознала, что вышла из нее. Мне стало легче.

Проводя анализ произошедшего, я многое для себя прояснила из того, что было в символической форме показано мне моим подсознанием.
Мое толкование имеет довольно личные данные, поэтому не буду его приводить. Но думаю, здесь было очевидно олицетворение денег с благополучием, родительский кокон и какое-то незнание или боязнь вступить в мир денег. Скорее даже не разрешение себе иметь их, а «сидение» и «смотрение» со стороны.

После такого осознавания стало гораздо легче, и появился четкий образ денег в теле – фартук из зеленых купюр, он начинается под грудью и заканчивается чуть выше колен.
Хочется сказать огромное спасибо за данный опыт, он был очень полезен в плане структурирования, осознания, понимания роли денег, места денег в моей жизни».

Катамнез, полученный спустя три недели после проведенной сессии, показал, что участница заработала за это время первые свои деньги (до этого она была на содержании у родителей).

Таким образом, осознавание образов, являющихся фактически телесными знаками богатства и денежных затруднений, является первым шагом на пути к индивидуальным позитивным эсопедическим изменениям.
В эсопедических целях можно также найти «Центр Тела» (см.: Шубина, 2007), или, по нашему определению, «соматотелесную акцентуацию» человека. Часто состоятельные люди имеют «центр тела», «акцентуацию» на ногах, что символизирует опору в жизни. Люди, «растущие из ног», солидны, основательны, надежны, степенны, склонны к накоплению капитала, активов, строят отношения «на века». Они подвержены влиянию рода, клана, любят гарантии. «Родил сына, посадил дерево, построил дом» – это про них. В своей эсопедической практике мы используем упражнение «Опора в жизни». Эмпатически прикасаясь к подошвам ступней ног клиента, мы показываем ему, «на чем он стоит», то есть насколько надежна его жизненная опора. Если образ оказывается негативным (например, «болото»), то коррекция данного образа может послужить началом эсопедической сессии. Другие упражнения, которые используются нами в эсопедии: «Трон Изобилия», «Венец Достатка».

В 90-е годы прошлого века, по аналогии с предложенными отечественным целителем Е. И. Зуевым «ментальной», «астральной», «эфирной» «головами» (Зуев, 1995), И. Б. Канифольский и соавторы открыли так называемую «Финансовую Голову». Это можно считать началом формирования эсопедического («деньги в теле») подхода. «Финансовая Голова» располагается в области крестца. В соответствии с нашими представлениями о топической соматопсихопатологии, спина символизирует опору в жизни, а нижняя ее часть, поясница, крестец очень часто отражают материальную составляющую этой опоры. Удивительным образом, болезненные ощущения в области поясницы и особенно крестца часто описываются в виде различного рода эквивалентов и собственно «тел платежных средств»: ожерелья из жемчуга, драгоценные камни и даже монеты. Истории, извлекаемые нами из этих образов с целью осознавания, как правило, точно указывают на жизненные обстоятельства из прошлого наших клиентов, связанные с денежными затруднениями и отсутствием или потерей финансовой стабильности. Проблемы, связанные с деньгами, страхи по поводу денег, вероятно, лежат в основе возникновения и развития болевых синдромов в нижней части спины и крестце, приводят и усугубляют течение дегенеративно-дистрофических заболеваний позвоночника (остеохондроза и др.).

Целью упражнений, которые мы используем в эсопедии, является осознавание своего собственного тела в его связи с денежным изобилием вокруг вас. Например, «Трон Изобилия» позволяет выяснить, «сидит ли человек на деньгах, или даже в них купается» или «сидит в яме»; а «Венец Достатка» помогает клиенту осознать, находится ли у него на голове «красивая расшитая золотыми узорами шапочка», или «тяжелая бетонная плита».

В ходе эсопедии мы помогаем нашему клиенту сформулировать мысли о деньгах и осознать убеждения, связанные с деньгами. Существуют типичные мысли и убеждения, мешающие обретению богатства, то есть «эсонегативные» мысли и мысли эсо-позитивные: «деньги – это средство для приобретения товаров, услуг, результатов труда, одна из возможностей жить и творить, изменять мир к лучшему, удовлетворять свои потребности, возможность развиваться, помочь близким и т. д.». Мы также помогаем нашему клиенту проявить и осознать его чувства в отношении денег. Люди часто испытывают страх, непонятную, иррациональную или понятную и рациональную, но непродуктивную тревогу, связанную с деньгами, слишком большую привязанность к ним.

Мы предлагаем рассматривать отношение к деньгам на разных уровнях (сверху вниз):
1. Дар Божий, как и всё остальное в этой жизни;
2. Средство достижения мечты, чистых помыслов и намерений;
3. Средство достижения жизненных целей для себя и других;
4. Средство саморазвития, изменения, гармонизации мира;
5. Средство управления и власти;
6. Средство получения и доставления удовольствия, исполнения основных, базисных желаний.
7. Средство для выживания и сохранения себя.

Эти уровни можно сравнить с «пластами бытия», согласно теории С. В. Чебанова (Чебанов, 2004). Первый уровень в нашей терминологии будет, вероятно, соответствовать сакральному пласту (целостный способ соединения с Богом), второй и частично третий – секулярному (дающему инструктивную ориентацию деятельности), третий и частично четвертый – обыденному (сугубо локальному, где решаются стандартные повседневные задачи), четвертый, пятый и шестой – функциональному (предполагающему большую степень детализации и инструментализации), и, наконец, седьмой – информационному (стандарту текущей активности).

Мы считаем, что от уровня, на котором человек способен воспринимать деньги, зависят и те деньги, которыми он обладает!

Пример: случай эсопедического осознавания Галины (имя изменено).
На семинаре по эсопедии, после выполнения задания «рисунок денежного человечка» участница группы Галина обнаруживает у себя в левой височной области головы образ «пробки». Ведущий (О.) предлагает осознать, с чем этот образ связан в жизни Галины (Г.), и какое отношение он имеет к деньгам в ее жизни. Г. соглашается поработать, группа поддерживает это решение.
О.: У нас 15-20 минут. Успеем? (обращается к Г., к ее бессознательному)
Г.: Да. Может быть, даже и пяти минут хватит. (Так проявляется готовность Г. к изменениям!)
О. садится рядом с Г. и эмпатически прикасается указательным, средним и безымянным пальцами к той части головы, где Г. обнаружила образ «пробки».
О.: Итак, что здесь?
Г.: Пробка…
О.: (продолжая периодически прикасаться к этому месту) Какого она цвета? Большая, маленькая? Из чего сделана, из какого материала? (Продолжается описание, актуализация образа).
Г.: Черная такая, похожа на резиновую …Такими в аптеке пузырьки со спиртом закрывали… (смеется). Откуда это? (удивляется, что пришел в голову такой образ).
О.: А были в Вашей жизни какие-то истории, связанные с аптекой, пузырьками? (ведущий периодически прикасается к височной части головы Г., где находится образ «пробки»).
Г.: Да. В детстве. Мы жили рядом с аптекой. Там работала подруга моей мамы провизором… (Интересно, что в этот момент Г. была очень близка к тому, чтобы осознать, с чем связан образ «пробки», это будет понятно из дальнейшего описания сессии).
О.: Сколько Вам лет тогда было?
Г.: Наверное, года три примерно.
О.: Что-то меняется в образе? (Ведущий указывает на возможность изменений).
Г.: Нет. Та же пробка. (Отсутствие динамики изменения образа указывает на то, что он еще не полностью осознан. В частности, не были проявлены чувства, связанные с этим образом).
О.: Нравится она Вам, не нравится?
Г.: Не нравится, конечно! Уберите ее! (Г. морщится, всем телом показывая как ей неприятна эта пробка). Вот так ее уберите –
п-у-у-м – как из бутылки! И всё! (Изображает руками открывание пробки из бутылки, губами подражает звуку, смеется). Алкоголизм какой-то: спирт, бутылки…
О.: Что Вы сейчас чувствуете?
Г.: Раздражение. Выньте же эту пробку!
О.: Что вспоминается, когда Вы думаете про бутылки, открывание пробок? В Вашей жизни были такие истории?
Г.: Да, в детстве…
О.: Сколько Вам сейчас лет?
Г.: Ну так же – три. Мужики в парке, по дороге в аптеку собирались, пили, бутылки так открывали…
О.: И что Вы чувствуете сейчас?
Г.: Сильное, очень сильное раздражение! Как вы меня раздражаете!
О.: Кто на самом деле Вас раздражает?
Г.: Мужик.
О.: Мужик? Какой мужик?
Г.: Такой страшный мужик, с бородой.
О.: Был такой мужик в Вашей жизни?
Г.: Ну да, там же, в парке, ходил такой…
О.: Раздражает сейчас?
Г.: Да. Очень сильно.
О.: Скажите ему об этом.
Г.: Как ты меня раздражаешь мужик! Что ты всё ходишь за мной!?
О.: Давайте вернемся к пробке (прикасается к левой височной области). Что здесь? Что изменилось? Осталась пробка?
Г.: Да осталась, но она другая.
О.: Опишите ее.
Г.: Она стала меньше, светлее.
О.: На что похожа?
Г.: Похожа на пробку, которой закрывают пузырьки из-под пенициллина…
О.: Опять аптечная тема. Были такие пузырьки в вашей жизни, какие-то истории с ними связаны, что вспоминается, приходит в голову?
Г.: Да. У меня брат сильно болел, его лечили, пузырьки, много лекарств… Потом он умер.
Г. (начинает плакать): Брату, помню, такие большие посылки в больницу собирали, много всего разного вкусного, нам так много не давали.
О.: Завидовали тогда брату?
Г.: Конечно! Там было такое богатство!
О.: Да, богатство. Что с пробкой, есть еще? (прикасается к левой височной области).
Г.: Почти нет, маленькая такая, в точку превратилась. Может, уже не трогать ее, так оставить?
О.: Вам решать. Не мешает она Вам?
Г.: Мешает, но я боюсь, что пробку выну, а в голове пусто (смеется). Давайте попробуем.
О.: Что здесь? (прикасается к пробке)
Г.: Постепенно уменьшается, рассасывается. Всё. Нет ее.
О.: Проверим?
Г.: Кивает головой.
О. поочередно прикасается к левому и правому виску, просит сравнить ощущения, они одинаковые, лишь слева, по словам Г., остается след от пробки, который скоро пройдет.
Г.: Спасибо!

Комментарий:
В этом случае в процессе терапии за удивительно короткое время – в течение одной терапевтической сессии, произошло глубокое осознавание пациенткой травматичного переживания, связанного с запросом на эсопедию – с деньгами, с богатством. Им оказалось детское переживание зависти к брату и одновременно формирование запрета хотеть богатство, так как это желание вступало в конфликт с любовью к брату и долженствованием этой любви. Интересно, что травматичное переживание было скрыто другой психотравмой, более позднего или почти одновременного периода, в которой присутствовал страх перед «мужиками», распивавшими спиртное на улице – символом бедности и отказа от богатства в угоду иллюзорному и временному счастью от алкоголя.

Таким образом, «запрет на богатство» (посылки отправлялись брату) – «желание его в извращенной форме» (зависть) – «страх перед бедностью и десоциализацией» (выпивающие мужики) слились в единый травматичный многослойный комплекс, спроецированный в одну и ту же зону тела – левую височную область, которая и реагировала болезненно в процессе эсопедии. Распутывание этого клубка привело к освобождению и от страха, и от зависти, и от запрета, причем, в предельно короткий временной промежуток.
Разумеется, было бы желательно продолжение работы с этой женщиной с целью более полного рационального понимания произошедших изменений и принятия их в ее жизнь. Желательно также консультативное сопровождение женщины для наблюдения катамнеза: возможных изменений отношений с деньгами и со временем достижения богатства, а также исследования того, каким образом эти возможные изменения придут в ее жизнь.

Левая височная область, часто задействованная, как показывает практика, в «запретах на богатство», имеет, с точки зрения топической соматопсихопатологии, отношение к прошлому и к женскому. И то, и другое играло, похоже, здесь свою роль – запрет налагала мама, и происходило это в детстве.

Страх, что «после вытаскивания пробки не останется ничего», указывает на очень заторможенное эсо-развитие, практически полное отсутствие какой - бы то ни было идентификации в этой области. Учитывая давность и ранний возраст возникновения травмы, это не удивительно. Женщина, по сути, нуждается в эсопедии «с нуля», с самого раннего периода развития. Но даже если терапия ограничится описанным опытом, тот факт, что препятствия к развитию были убраны путем спокойного осознавания и перепроживания детского эсо-травматичного опыта, открывает возможности для спонтанного и самостоятельного развития и реадаптации.

Итак, проблемы с бедностью или любыми денежными затруднениями, проблемы с кризисом – это проблемы с «зажатостью» жизненного потенциала в сознании и, соответственно, теле людей.
Многие люди считают своей целью (или одной из жизненных целей) деньги, много денег. Но получив их, они оказываются в глубочайшем психологическом кризисе, который часто маскируется под «кризис среднего возраста», стрессы на работе или проблемы в семье. Всё это происходит потому, что меняются местами понятия. Деньги сами по себе не значат ничего! Это билеты, монеты, пластиковые карты, цифры, наконец! Они безжизненны без наших желаний и целей. Всё, что вы хотите и хотите действительно, по-настоящему, будет на сто процентов обеспечено деньгами в необходимом для этого объеме. Надо правильно ставить цель! Главная цель человеческой жизни – наша самореализация в мечтах, конкретных проектах, делах, желаниях, т. е. сама жизнь. Деньги же играют в ней лишь вспомогательную роль. Это есть средство, инструмент достижения цели. Стать хозяином, а не рабом денег – вот задача, которую мы должны реализовать, чтобы все наши мечты и планы осуществлялись с наибольшим успехом и приносили нам удовольствие.

Источники богатства находятся внутри вас. Энергия денег – это энергия не самих денег (они могут лишь выделить тепловую энергию при сгорании), а та энергия, которая рождается в нас для достижения своих целей, в частности, с помощью денег.

То количество денег, которое мы готовы получить, которое реально приходит к нам и задерживается у нас, определяется свободой или ограниченностью «образов изобилия», отрицательными эмоциями и неприятными ощущениями в теле, связанными с деньгами, убеждениями, полученными в прошлом внушениями и негативно воспринятым личным опытом.
Открытая финансовая система мира побуждает к свободной циркуляции денег, вложению их в активы, то есть в то, что приносит доход, прибыль, развитие всем. Это могут быть вложения в дело, акции, интеллектуальную собственность. Когда деньги начинают работать на вас, действительно становятся лишь инструментом роста и развития, тогда вы получаете власть над ними, становитесь хозяином денег (только в этом случае!), а также и хозяином всей своей жизни, судьбы. Существует ли универсальный, самый лучший актив? Да. Таким универсальным активом является самая универсальная вещь в мире, которая является и объектом, и субъектом материального мира – это Вы, Ваше Тело!

Выводы:
1. В отношениях с деньгами, под которыми подразумевается более широкий вопрос реализации себя в социуме, решающую роль играет мотивация: зачем нужны деньги, какая цель лежит вне их.
2. Важно осознавать свои отношения с деньгами с опорой на телесные ощущения. Это личный эквивалент объективности переживаний. Использование всех «Четырех Квадрантов Осознавания» является критерием его (осознавания) полноты.
3. Трансформация образов, мыслей, чувств и ощущений, связанных с деньгами в широком смысле этого слова и с личными деньгами, в частности, позволяет изменить и развить («-педия») отношения с деньгами в сторону их полноценности.
4. Спонтанная трансформация «в лучах осознавания» является универсальным средством работы с денежными затруднениями и реализацией себя в социуме.
5. Идеальная, по нашему мнению, модель эсопедического здоровья в отношениях с деньгами представляет собой свободное и независимое, осознанное отношение к деньгам («телам платежных средств») и их эквивалентам в социуме, с достаточным их количеством (богатством), гармонией между получением и отдачей (процветанием).

Авторы признательны профессору С. В. Чебанову за полезные комментарии и замечания в ходе подготовки данной статьи.

Литература:

1. Алейникова Т. В. Возрастная психофизиология. Ростов-на-Дону, 2002.
2. Зуев Е.И. Древо целительства: Биоэнергосистемотерапия. М.: Советский спорт, 1995.
3. Канифольский И. Б. Сновидения тела. // Психологическая газета. 1997. №6.
4. Канифольский И. Б. Телесная терапия зависимостей. // Психологическая газета. 2007. №11.
5. Лонгчен Рабчжампа. Драгоценный корабль. Разъяснение смысла Бодхичитты – Царя Всетворящего. – Пер. с тиб./ Тридцать советов, идущих из сердца Гьялвы Лонгченпы. Пер. с англ. СПб., 2002.
6. Попов В. Г., Старостин О. А. Мышечная Интегрально- Ориентированная терапия (МИО-терапия). Конвергентный метод телесно-ориентированной психотерапии в свете холистического подхода к здоровью. // Холизм и здоровье. 2009. №2.
7. Свияш А. Г. Что вам мешает быть богатым. М., 2004.
8. Синельников В. В. Пусть к богатству. Как стать и богатым, и счастливым. М., 2009.
9. Чебанов С. В. Образ многоукладности хозяйства в экономическом поведении населения бывшего СССР. Собрание сочинений. Т.3. Петербург. Россия.Социум. Vilnius, 2004. С. 489-495.
10. Шубина Е. В. Основы телесной терапии. Иллюстрированное руководство для профессионалов и непрофессионалов. СПб, 2007.


Igor B. Kanipholskiy, Oleg A. Starostin.

Aesopaedics is a new holistic body-aided method of detection, research, change and development of relations with money.

Summary

Aesopaedics is a new holistic body-aided method of detection, research, change and development of relations with money. Money is a universal equivalent in society and it has indirectly impact on overall human life. This is precisely why for complete, healthy and harmonious development and prosperity of the individual and a society it is important to have perceived relation to the money. Therefore the author’s approach which consists in Perception Therapy or Holistopaedics (Integrality Development) is offered to apply also at this sphere. It is the author’s opinion that the ideal model of the aesopaedics health in relations with money is represented the free and independent perceived relation to the money (“the bodies of means of payment”), and to the money equivalents in society.


 

Канифольский Игорь Борисович. Врач-психотерапевт. Автор нескольких новых направлений в области объективной психотерапии и психосоматической медицине. Имеет многочисленные публикации по актуальным вопросам психотерапевтической практики в нашей стране и за рубежом. Неоднократный участник различного рода научных конференций, съездов, других мероприятий по психологии, психотерапии, холистической лечебной деятельности. Член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Закончил Военно-медицинскую академию в 1987 году. Изучал неврологию и психотерапию, гипнологию бехтеревской психоневрологической школы. В дальнейшем изучал различные современные методы психотерапии, практику отечественного целителя Е. И. Зуева, научные труды тибетских учителей, лечебные практики индейцев Северной Америки, и с этой целью предпринял несколько путешествий по разным странам (Непал, США). С 2008 года является соавтором проекта объективной прецедентной терапии (холистопедия, терапия осознаванием) – «Хилинг Центра» Ассоциации «АнтЭра». 

Старостин Олег Альбертович. Врач-психоневролог, психотерапевт. Автор нескольких новых направлений в области объективной психотерапии и психосоматической медицине. Имеет публикации по актуальным вопросам психотерапевтической практики. Неоднократный участник различного рода научных конференций, других мероприятий по психологии, психотерапии, холистической лечебной деятельности. Руководитель секции холистопедии Гильдии Психологов, Психотерапевтов и Тренеров им. В. А. Ананьева. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Закончил Военно-медицинскую академию в 1988 году. Изучал неврологию и психотерапию, гипнологию бехтеревской психоневрологической школы (под рук. Г. Акимова, А. Архангельского, Б. Карвасарского). В дальнейшем прошел обучение современным методам психотерапии: транзактный анализ, НЛП, эриксоновский гипноз, гештальт-терапия (под рук. Т. Фрайзера (США), Л. Кроля, И. Савченко, Л. Лычагиной, С. Куприянова, П. Кларсон (Англия)), практику отечественного целителя Е. И. Зуева в рамках Терапии Осознаванием (автор – Канифольский И. Б.), специализировался в области детской и семейной терапии (под рук. Э. Эйдемиллера), сексологии (под рук. С. Либиха). Генеральный директор консалтинговой компании «IQ Trade», бизнес-консультант (опыт работы в бизнесе более 10 лет), коуч. С 2008 года является соавтором и руководителем проекта объективной прецедентной терапии (МИО-терапия, холистопедия) – «Хилинг Центра» Ассоциации «Ант-Эра». Возглавляет направления по психотерапии детей, эсопедии (решение финансовых проблем через Осознавание с опорой на тело), топической соматопсихопатологии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2009-2015 Журнал «ХОЛИЗМ И ЗДОРОВЬЕ»